Великое восстание сатрапов 373 года до н.э. — самое известное выступление наместников против власти Персидского царя. Мятежи были присущи Первой Персидской Империи чуть ли не с самого её основания. В конце концов сама династия Ахеменидов взяла власть в результате восстания. Но начавшееся в Каппадокии в 373 году до н.э. — концентрация всего, что в итоге и погубило Первую Персидскую Империю. Разбираемся в бэкграунде.
Великое восстание начинается в Малой Азии
Весной 373 г. до н. э. Датам, прославленный подавлениями мятежей военачальник и сатрап Каппадокии, поднял восстание против царя Артаксеркса II. Причины восстания до некоторой степени типичны для Древней Персии: интриги при дворе против Датама привели к падению его положения в высших кругах.
И вместо того, чтобы подавить восстание в Египте, он отправился в Каппадокию. В 367 его поддержал сатрап Фригии Ариобарзан. На стороне Датама также тайно выступили сатрап Армении Оронт I и некоторые другие наместники в Малой Азии.
Среди поддержавших восстание интересен сатрап и династ Карии Мавсол. Он был ярым фанатом эллинской культуры, при его дворе процветали греческие науки и искусства. В то же время он был династом, то есть, правителем династии, разновидности олигархии, в которой должности наследуются и правят чиновники, а не закон.
Суть же правления династа сводится к заботе о личном благе, а не об общем. Афины бы не одобрили. Таковым был и Мавсол, выжавший всё, что можно из подконтрольной ему области. Он — характерный персонаж эпохи: деспот (для вида) на службе у персидского царя и обожатель высокой эллинской культуры.
Полисы присутствовали в конфликте не только культурно, впрочем. Ариобарзан и Датам собрали большое войско для борьбы с царём, но всё же решили попросить помощи у Афин и Спарты. Они прислали по 8 тысяч воинов, афиняне также отправили 30 кораблей. Во главе спартанцев был молодой царь Агесилай II. У эллинов были свои причины отправить помощь и дело далеко не в деньгах. Но об этом ниже и подробнее.
Тем временем сатрапы Автофрадат (Лидия) и Артумпаре (Ликия) остались верными Артаксерксу, и им было поручено подавить мятеж, что они и попытались сделать. Безуспешно. Верные царю воины были оттеснены войсками Датама.
Мятеж ширился. В скором времени он охватил финикийские города, а верный царю Автофрадат оказался один посреди врагов. Посему он и решил перейти на сторону бунтовщиков. Предал царя и зять, сатрап Ионии Оронт. Коалицию врагов персидского царя поддерживали также писидийцы и ликийцы.
Крах восстания
Вся Малая Азия и некоторые соседние области воевали с персами. Но, увы, мятежные сатрапы, как им и свойственно, были эгоистичны и готовы на предательство своих союзников в любой момент. Если, конечно, условия были выгодными.
В 363 г. до н. э. Оронт, который должен был возглавить войско для вторжения на территории нынешней Сирии, перешёл на сторону Артаксеркса и сдал всех тех, кто был вместе с ним. Вслед за Оронтом последовал и Автофрадат. Наконец в 360 г. до н. э. Ариобарзан был предан своим сыном Митридатом и казнён. Царским дипломатам удалось также возбудить войско Датама против него самого, и он был убит.
С Великим восстанием сатрапов было покончено в 359 г. до н. э. Часть мятежников была казнена, многих помиловали. Лишь один Мавсол избежал суда — он вовремя прекратил воевать и избежал разгрома.
Великое восстание сатрапов закономерно вписывается в историю Первой Персидской Империи. Ахеменидская держава, в общем-то, не была стабильным государством. На такой гигантской территории, населённой враждующими племенами и кланами, восстания и перевороты были обычным явлением. Как и столкновение с кем-то другим. А именно с Элладой.
Появление царства Ахеменидов и угрозы для Греции
Переместимся из 359 г. до н. э. в 553, когда началось восстание Кира II, вождя персидских оседлых племён, против господства мидян. Три года ушло на свержение мидян, ещё два года на то, чтобы собрать обратно части Мидийской державы. В дальнейшем очень многое будет делаться ради благополучия персов в ущерб другим, что повлечёт проблемы.
Следующим шагом стало покорение могучего Лидийского царства, союзника Спарты. Спартанцы пытались помочь, но не успели. В скором времени вся Лидия была захвачена.
Что до греческих городов в Малой Азии, то только Милет добровольно сдался Киру. Остальные же попытались защищаться, попросив Спарту о помощи. Те же, видя новую, незнакомую и опасную силу, решили не вступать в бой.
Дело Кира Великого продолжил его сын, Камбис II. Но уже конец его царства ознаменовался захватом власти жрецом Гауматой (522 г. до н. э.). Камбис же при странных обстоятельствах погиб на пути в Персию для подавления мятежа. Жрец же правил недолго — 7 месяцев.
Правление же Дария I началось с практически повсеместного мятежа. Причина очень проста: Дарий вернул все привилегии персидской знати, отменённые Гауматой. Угнетаемым персами это не понравилось.
Волна восстаний началась в Вавилонии и Эламе (522 и 521 гг. до н. э.). Пока сам царь был в карательном походе, восстали Мидия, Маргиана, Парфия, Армения, Саттагидия, Сагартия, сакские племена Средней Азии, Египет и во второй раз Элам. В 520 году эламиты, кстати, снова восстанут.
«Модерновые» реформы Дария I
После череды восстаний Дарий провёл масштабные реформы, которые, с одной стороны, должны были укрепить центр, а с другой, ослабить сатрапии. Но кроме банальной борьбы с восстаниями, реформы должны были упорядочить жизнь огромного государства при этом принося ренту титульному народу — звучит очень модерново. Борьба с восстаниями получилась не очень, а вот второе удалось.
Дарий, во-первых, провёл важную административную реформу. После череды восстаний было очевидно, что у наместников слишком много власти. До реформы они были и военными, и гражданскими правителями разом, да ещё часто из местных. Будучи обязанными платить подати, во всём остальном они были свободны и желали больше власти.
После реформы (примерно после 520 г. до н. э.) сатрапы стали назначаться царём и были просто чиновниками, причём назначались не из местных элит, а из числа персов или мидийцев, которых ещё и контролировала тайная полиция Ахеменидов — «уши и око царя». В распоряжении пореформенных сатрапов была охрана, а армией на местах руководили военачальники, подчинённые напрямую царю. Звучит прекрасно, но после смерти Дария уже не так строго следили за исполнением этих распоряжений, а распространённое де-факто наследное наместничество связало сатрапов с местной знатью.
Также была введена система, которая по духу напоминает военные поселения в России. Царь мог выделять группам своих воинов наделы, чтобы те на ней жили и трудились, при этом неся воинскую повинность и выплачивая денежные и натуральные налоги.
Кроме того, Дарий начал чеканить самые чистые золотые монеты на тот момент — дарики. И делать это мог только двор персидского царя. В сатрапиях же могли чеканиться серебряные и медные монеты. Параллельно был восстановлен канал от Нила до Суэца, создана новая система содержания дорог с постами гонцов (посылки и письма передавались эстафетой), а всё делопроизводство обязательно велось на официальном общегосударственном арамейском, но в дополнение ещё и на местном языке.
Новые причины для восстаний
Лишая части влияния местную знать, Дарий дал и новые причины для гнева: по указу царя у подчинённых персам народов отнималась часть земель. Она затем переходила как наследуемая собственность родственникам царя, персидской знати и важным чиновникам. Никакими налогами эти поместья конца VI в. до н. э., конечно же, не облагались.
Вдобавок около 518 г. до н. э. Дарий обязал все сатрапии платить строго зафиксированные для каждой области налоги серебром. Их установили с учётом количества обрабатываемых земель и их плодородности. Налогами также впервые обложили храмы в покорённых землях. Всё это очень не нравилось богатым регионам. Сатрапии Малой Азии, Финикия, Вавилония и Египет платили намного больше других. И не всем было просто достать нужную сумму в виде монет: серебро надо ещё и добыть. Если же рудников нет, то надо что-то продать. Звучит проще, чем было на самом деле. Надо понимать, что денежные массы тяжёлые, их не так много, как хотелось бы, да ещё и перевозить их сложно и опасно. Персы же денежных налогов не платили, но, скорее всего, не были освобождены от натуральных поставок.
Не трудно догадаться, что все эти реформы требовали работающих портов и дорог, местных администраций и главное — легион профессиональных чиновников разных рангов. А для всего этого банально нужно было много грамотных людей. Сама возможность подобных реформ говорит о многом. Не удивительно, что Дарий был уважаем как союзниками, так и врагами.
Крах Персидской империи
Спустя 20 лет спокойствия восстали греческие колонии в Малой Азии. Так, в 499 г. до н. э., начались греко-персидские войны, известные хотя бы в общих чертах многим людям, спасибо режиссёру Заку Снайдеру. Попытка Дария I покорить Элладу не увенчалась успехом. Хотя даже после поражения при Марафоне от Афин (490 г. до н. э.) царь не терял надежды. Не терял её 4 года, пока опять не вспыхнуло восстание в Египте. Дарий умер через месяц.
Правление его сына Ксеркса I тоже началось с подавления восстаний в Египте и Вавилонии (484 г. до н. э.). Ксеркс начал готовиться к новому походу на Элладу, но его планы были нарушены очередным вавилонским восстанием (482 г. до н. э.). В 479 г. до н. э. Спарта, Афины и их союзники одержали победу у Платей, Эллада была спасена. Конец его царства — дворцовый переворот.
Преемники Ксеркса изменили внешнюю политику — теперь полисы пытались стравливать друг с другом. Так персы пытались уменьшить эллинское влияние на Малую Азию и ослабить Грецию для возможных будущих походов. Но это не помогало ни уменьшить влияние эллинской культуры — греков теперь уважали как талантливых военных и администраторов, ни предовратить восстания. Тем более, что они были не только в Малой Азии.
Со второй половины V в. до н. э. Персидское царство — это сплошные мятежи против господства персов и дворцовые интриги, доходившие до братоубийства. Сатрапы с перерывами, но продолжали войну друг с другом, а иногда и сообща против царя. Как раз таким и было Великое восстание сатрапов в начале IV в. до н. э. В конце же столетия Персидская империя перестала существовать вовсе.
via
Journal information