Рособрнадзор в 2018 году проверит качество и безопасность уроков физкультуры в российских школах, заявил глава ведомства Сергей Кравцов на минувшей неделе. Масштабная проверка назревала давно: сводки новостей постоянно пестрят сообщениями о травмированных на физкультуре детях. Только за год во время занятий погибло более 200 школьников.
Припугнули двойкой
211 случаев смерти детей на уроках физкультуры было зафиксировано в 2016 году, заявляла в октябре министр образования и науки Ольга Васильева. В том же месяце во время занятия скончался красноярский третьеклассник: 10-летнему мальчику стало плохо во время пробежки. На помощь пришли и школьный врач, и медики «скорой», однако спасти его не удалось.
В мурманской школе всё обошлось, но в случае серьезной опасности могло бы закончиться трагически. Школьник упал со шведской стенки, осмотр решили провести учителя. Как выяснила прокуратура, медработника в тот момент не было на месте. Преподаватели повреждений не увидели и попросту отправили его домой. В итоге выяснилось, что у ребенка закрытый перелом плеча.
Самым резонансным стал случай, произошедший в забайкальской школе. На уроке физкультуры в школе № 42 в Чите третьеклассница сломала позвоночник: на месяц девочка оказалась прикована к кровати, еще полгода ей нельзя сидеть.
Выяснилось, что она выполняла непосильные для себя кувырки, боясь получить неудовлетворительную оценку. Физрук утверждал, что действовал «по учебному плану».
За ребенка вступилась уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ответственность на уроке в школе за ребенка несет прежде всего учитель», — заявила омбудсмен. На уроках физкультуры во главе угла должны стать здоровье, безопасность, а уж точно не оценки, подчеркивала она: «Если ребенок не может выполнить какое-то упражнение, не нужно его заставлять, а тем более запугивать двойками». После этого случая инициативная группа обратилась к главе Минобразования с просьбой отменить двойки по физкультуре: как вообще можно оценивать успеваемость по физическим данным ребенка?
Не по плечу
Установленные для уроков физкультуры нормативы не соответствуют физическим возможностям современных российских школьников. К такому выводу пришли специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава, которые провели опрос среди столичных детей. Порядка 87% школьников сложно выполнять нормативы, выяснили ученые.
Например, больше половины учащихся младших и средних классов с трудом подтягиваются, треть школьников не могут отжиматься установленное число раз. Чем сложнее заниматься, тем меньше детям и подросткам хочется появляться на физкультуре. «Лишь 13,5% из них пропускают уроки более трех раз в месяц», — отмечала ведущий научный сотрудник исследовательского института Анна Седова. Выводы, сделанные по итогам опроса московских школьников, актуальны и для других регионов, уверены в НИИ.
Нормативы, по которым школьникам положены пятерки, рассчитаны на детей, попавших в основную группу по состоянию здоровья.
Если брать в расчет данные Роспотребнадзора, таких не так уж много. По информации на осень, всего 12% от общего количества детей в России абсолютно здоровы. За десятилетие у школьников стали выявлять вдвое больше хронических заболеваний: они диагностированы у 60% старшеклассников.
Глава Минобрнауки Ольга Васильева, комментируя случай в читинской школе, подчеркивала, что дети зачастую травмируются на уроках физкультуры в том числе из-за того, что преподаватели не знают о состоянии их здоровья. А получить медицинские карты на руки невозможно из-за положений закона о защите персональных данных.
С 1 января 2018 года российские школы окольными путями допустили до врачебной тайны: в соответствии с приказом Минздрава они должны получать всю необходимую информацию о состоянии здоровья учеников по итогам медицинского осмотра. Врач собирает своеобразную медкарту, определяет группу для занятий спортом и отправляет все предписания школьному доктору или медсестре.
Информация не будет уходить дальше медицинских сотрудников. Например, зная, что есть ребенок с определенным диагнозом, они могут докупить препараты в аптечку. Или не дадут лекарство, на которое у ребенка аллергия.
Эффективность этой меры выглядит спорно, если учитывать, что в большинстве школ медработников нет. В НИИ гигиены и охраны детей и подростков Минздрава подсчитали, что обеспеченность медработниками школьных и дошкольных учреждений составляет 60%, медсестрами — 77%.
При этом один специалист, чаще всего работающий на нескольких ставках в разных школах, разрывается на несколько сотен детей. В Якутии, например, один врач занимается пятью тысячами ребят. Медработники зачастую работают посменно то в одной, то в другой школе, а значит, в момент ЧП его попросту может не быть не месте. Из «школьной медицины» ушли многие специалисты в том числе из-за того, что на них не распространились дополнительные выплаты, которые получают, например, сотрудники детских поликлиник.
Депутаты Госдумы сейчас готовят законопроект, в котором будет прописано понятие «школьная медицина». Законодатели, в частности, хотят обязать родителей сообщать о проблемах здоровья у детей и ввести для преподавателей курсы по оказанию первой помощи. Глава парламентского комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов подчеркивал, что так или иначе в документе планируется прописать, что медработники должны быть как в школах, так и в детсадах.
Добровольный ЗОЖ
Печальная статистика по числу смертей и полученных травм на уроках физкультуры создает замкнутый круг. С одной стороны, занятия несут опасность, а с другой — без физической активности не получится улучшить состояние здоровья детей. Ребенку школьного возраста необходимо активно двигаться как минимум час в день, считают во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Минимизировать риски для здоровья — лишь один шаг. Не менее важная задача — добиться того, чтобы дети с удовольствием ходили на физкультуру.
Эксперты НИИ гигиены отмечали, что школьникам хочется разнообразия на уроках. Большинство из опрошенных, например, хотели бы больше времени оставлять на спортивные игры.
Власти работают над разработкой программы, позволяющей ребенку развивать физические данные, не только приседая, отжимаясь и бегая. Пример — проект «Самбо в школу», в рамках которого третий час физкультуры в ряде школ заменили на занятие по этому виду единоборства. За семь лет география проекта расширилась с Москвы примерно на половину российских регионов. По словам президента Всероссийской и Европейской федераций самбо Сергея Елисеева, в проекте участвуют 180 школ, еще почти 450 подали заявки. В 2018 году в плане федерации ввести уроки по самбо еще в тысячи образовательных учреждений. Учителя к нововведению относились настороженно: физруки и так боятся травм подопечных как огня, а на занятиях по единоборству, основанных на боевых приемах из народных видов борьбы республик СССР, риски еще больше. Однако разработчики программы их успокоили: школьников будут учить принципам самообороны, а не силовым приемам. А если ребенок показывает хорошие результаты, ему порекомендуют заняться самбо на более продвинутом уровне отдельно.
Мы на уроках физкультуры не учим бороться, мы учим детей правильно падать, как правильно освободиться от захвата, остановить хулигана на улице. Самбо — это вид, который дает уверенность в жизни.
Сергей Елисеев
президент Всероссийской и Европейской федераций самбо
Для тех, кто не хочет ходить на самбо, могут появиться другие варианты. Столичные власти, например, раздумывали над разработкой школьных занятий по скалолазанию, футболу и езде на велосипеде.
К такому разнообразию, впрочем, настороженно относятся в Министерстве образования. «У нас сегодня на уроках физической культуры появились самбо, дзюдо, гольф и много всего того, что совершенно в рамках урока не нужно», — говорила замглавы ведомства Татьяна Синюгина. Во внеурочное время — пожалуйста, а во время уроков — недопустимо. Синюгина объясняла такую позицию тем, что во многих регионах такие нововведения на руку влиятельным спортивным организациям.
Есть и другая причина — прежде чем обеспечивать разнообразие, нужно привести в норму хотя бы стандартный физкультурный набор для школьников. Пока же он может только отбивать любовь к спорту у детей. К такому выводу пришел олимпийский призер по лыжным гонкам Иван Алыпов, понаблюдав за уроком физкультуры екатеринбургских школьников.
«Как можно правильно научить кататься на лыжах в таких условиях, на такой трассе и сделать так, чтобы детям это понравилось?» — написал спортсмен в своем Instagram, снабдив пост фотографией. А на ней школьники пытаются освоить лыжную езду в городском парке, объезжая прохожих по еле покрытому снегом тротуару.
взято тут
Journal information