Наиболее суровая кара за изнасилование была введена на Руси в XVII веке – преступников казнили. Прежде за половое насилие чаще всего наказывали штрафами, размер которых колебался в зависимости от социального статуса «порченной».
Мужеложство стало преступлением при Петре I – на протяжении 10 лет военнослужащие, уличенные в содомии, официально приговаривались к сожжению на костре. На вечную ссылку или порку наказание заменили только за несколько лет до образования Российской империи как государства.
«…Аще кто умчить девку или насилить…»
Считается, что на Руси в официальных документах термин «пошибание» (изнасилование) впервые упоминается в Новогородско-Готском соглашении 1189 года, заключенном между русскими и немецкими купцами. Якобы именно у немцев русичи и позаимствовали систему наказаний за бесчестие.
«Церковный Устав Ярослава», церковный нормативный правовой акт XI века, определял размер финансовой контрибуции, накладываемой на насильника, – от одной до пяти гривен золота или серебра. Размер «пошлины» зависел от того, «чьих будет» девица – за боярскую дочку, к примеру, штрафовали по максимуму. Отдельная статья в уставе касалась кары за групповое изнасилование – виновных дополнительно штрафовали на 6 гривен серебром. В обоих случаях вершить дело о наказании должен был князь.
Более серьезным штрафом наказывались за насилие над высокопоставленными девушками (женщинами) и по «Русской Правде» Ярослава Мудрого. Такие дела рассматривали духовная и светская инстанции. Желание жениться на обесчещенной в качестве смягчающего обстоятельства во внимание не принималось, напротив, по церковным и светским понятиям такой зять был неподходящим.
Хуже всего в этом плане положение было у рабынь, надругательство над которыми на Руси грехом не считалось. Хотя в документах упоминается, что если та жаловалась церковному суду, то насильника могли обязать дать невольнице свободу и заплатить в княжескую казну штраф от одной до 15 гривен.
Горе было тому, кто покусился на честь дамы из благородной семьи в XII – XIII веках – собрание законов «Мерило праведное» гласило: за «пошибание» жены или «дчери» надо платить по 40 гривен – и князю, и пострадавшей стороне. Аналогичная «контрибуция», к слову, в те времена накладывалась и на убийц. Поруганная честь боярской жены или дочери стоила уже по 500 гривен – тоже князю и самой жертве. Вдобавок церковный суд приказывал насильнику жениться на девушке и в течение двух лет поститься. А если срамец противился, половину имущества у него отбирали и отдавали обесчещенной.
Среди крестьян наказание за изнасилование было чаще всего во власти их владельца. Когда между князьями на Руси происходили междоусобные столкновения, что случалось довольно часто, количество изнасилований резко увеличивалось, и наказывать в такой ситуации кого бы то ни было, понятное дело, не представлялось возможным.
Казнь
Смертную казнь за изнасилование ввело Соборное уложение, действовавшее на Руси с 1649 почти 200 лет – и после образования Российской империи (1721 год). Насильников умерщвляли посредством залития в горло расплавленного металла, жгли на костре. Помещики вновь оказывались в привилегированном положении, их судили за изнасилование крепостных от случая к случаю.
При Петре I насильник взамен смертной казни мог получить за свое преступление пожизненную каторгу. Тогда же (с 1706 года) начали казнить за мужеложство. Правда, это касалось только военных, гражданское население под такого рода кару не подпадало. Только спустя 10 лет смертную казнь за содомию заменили на телесные наказания (в случае совершения насильственных действий приговаривали к вечной ссылке).
Прежде мужеложство на Руси считалось внеправовым проступком, это была скорее религиозно-нравственная проблема – за проявление содомии церковь накладывала на грешника епитимью на 1 – 7 лет (на такой же срок, что и за обычный блуд).
взято тут
Journal information