До прихода христианства к обнаженному телу на Руси относились с благоговением и трепетом. Как описано в летописной «Повести временных лет», многие ритуалы язычников были связаны с обнажением. В дохристианской традиции замужние женщины часто оставались ночью обнаженными. Так якобы стимулировалось зачатие.
Во всех остальных случаях славяне спали одетыми, чтобы не дать злым силам не единого шанса проникнуть внутрь. Муж не мог увидеть наготу жены: их тела якобы были особенно привлекательны для разных демонов и прочей нечисти.
С приходом православия женское тело на Руси наделялось особым сакральным смыслом, а на наготу было наложено жесточайшее табу. После Крещения все языческие ритуалы, связанные с обнажением, попали под строгий церковный запрет. Строгими христианскими правилами даже обвенчанным супругам запрещалось показывать свое обнаженное тело полностью. Жена всегда спала в рубахе длиной до самых пят — если муж претендовал на супружеский долг, она приподнимала подол, не раздеваясь до конца.
Любовью стали заниматься только по разрешенным дням и всегда в исподнем белье. Эти дни можно было пересчитать по пальцам. Так, за 40 дней до и после родов женщина считалась нечистой, под запрет попали религиозные посты и христианские праздники.
Для совместных любовных утех, чаще всего без обнажения тела, оставалось не так уж много ночей. По данным Соловьева С. М., многочисленные ограничения оставляли супругам для брачных утех лишь 60 дней в году. Причем в каждый из интимных дней, даже свадебный — полагалось не более одного акта. Все эти ограничения вводились церковью для того, чтобы отвлечь людей от плотских «греховных» утех, а больше времени посвящать духовному очищению и молитвам.
via
Journal information