Такое было возможно только во время той «революции сверху», которою Пётр Великий перетряхнул всю Россию. Венценосец сам первым подал пример забвения старомосковской чопорности, открыто зажив с избранницей своего сердца, а затем и короновав её.
Незаменимая подруга царя
То оказалось, однако, не минутное увлечение царя-преобразователя, а серьёзная и долгая страсть. Говорили, что Марта одна спасала Петра от внезапных приступов головных болей, вместе с которыми на царя нападала и ярость. Тогда Марта брала голову царя в свои руки, и через какое-то время Пётр погружался в сон. Это качество подруги царя очень ценили все приближённые Петра, и в их числе – князь Александр Меншиков, из чьей постели Марта прямиком перебралась в царскую.
Пётр познакомился с Мартой уже в Петербурге, куда её привёз Меньшиков, а к тому она перешла от графа Бориса Шереметева. В лифляндском Мариенбурге (ныне Алуксне) Марта была замужем за неким Йоханом Крузе, но тот спустя пару дней после свадьбы ушёл на войну с русскими, где и сгинул. Одни говорят, что погиб, другие – что умер в сибирском плену, а третьи – что нашёл новую подругу жизни. Война повернула и жизнь Марты, да только к лучшему.
Скавронская или Василевская?
Происхождение первой русской императрицы темно и загадочно. В Мариенбурге она была служанкой в доме пастора Глюка. Пастор был обязан учить Марту грамоте, но будущая царица так никогда толком и не освоила букв – ни латинских, ни славянских.
Фамилия Скавронских, которые будто бы были возведены в дворянское достоинство своей внезапно возвысившейся родственницей, указывает на польское или литовское происхождение. Впрочем, есть версия, что Марта была на самом деле Василевская или Веселовская, или же что отец Марты звался Йохан Рабе.
В 1708 году Марта крестилась в православие под именем Екатерины. К тому времени она принесла Петру уже двух дочерей. Старшая – Анна – стала потом супругой герцога Голштинского Карла, матерью императора Петра III. Младшая – Елизавета – взошла в 1741 году на русский престол. Только эти дети Петра и Екатерины, из одиннадцати, и выжили.
Царствовала, но не правила
После смерти Петра ещё 40-летней Екатерине оказалась суждена недолгая – всего два года – жизнь. Её права на престол были сомнительны. Великий преобразователь отменил все русские традиции наследования трона, но не успел никому завещать его. Сенат провозгласил Екатерину полновластной императрицей под угрозой военного мятежа гвардии, поднятой Иваном Бутурлиным.
Екатерина совершенно не понимала дел управления. К счастью, она и не вмешивалась в них, предоставив реальную власть своему былому любовнику Меншикову. Сама она развлекалась балами, но занималась и благотворительностью. Пишут, что причиной скорой смерти императрицы послужило её пьянство и обжорство. Хотя, учитывая разгоравшуюся тогда борьбу за наследство Петра Великого, можно предполагать и чей-то злой умысел.
via
Journal information