Спросите любого россиянина, как называются люди, которые копаются в мусорных контейнерах, едят просроченные продукты, обновляют свой гардероб с помощью ношенных вещей, и услышите ответ: бомжи, алкоголики, асоциальные элементы – те, кто по каким-либо причинам оказался на обочине жизни.
Однако в мире существует целое движение, сторонники которого занимаются тем же самым, но исключительно по идеологическим соображениям. Это фриганы. Часто их сравнивают с антиглобалистами, с которыми фриганов объединяет протест против транснациональных корпораций, международных торговых организаций – таких как ВОЗ.
Одним из популяризаторов этого движения стал Уоррен Окс, музыкант группы Against Me!, написавший памфлет «Почему фриган?», ставший манифестом сторонников этой субкультуры. Фриганы полностью отрицают принципы современного общества потребления. По их мнению, одни в этом обществе ради наживы занимаются бессмысленным перепроизводством продукции, а другие готовы день и ночь работать, чтобы только купить себе очередную ненужную вещь. При этом на свалки и в мусорки выбрасываются вполне хорошие, еще пригодные к употреблению вещи и продукты.
Считается вполне логичным, что фриганизм зародился в Соединенных Штатах Америки – стране, где численность населения не столь высока, как, к примеру, в Индии или Китае, а производство продуктов и товаров массового спроса достигло невиданного размаха. Сегодня наибольшее количество сторонников это движение приобрело в Бразилии, Великобритании, Южной Корее, Швеции, Эстонии.
Фриганы практически не посещают магазины – еду добывают в мусорных контейнерах, расположенных близ супермаркетов или густо заселенных многоэтажных городских кварталов. При этом за свое здоровье никто из любителей выброшенной еды не опасается. Любой опытный сторонник этого движения знает, где лучше и безопаснее добывать такую еду. Как поясняют, например, нью-йоркские фриганы, крупные сетевые магазины часто выбрасывают не только просроченную еду, но и ту, которая плохо продается. Как правило, все продукты находятся в герметичных упаковках, и, по мнению потребителей такой еды, ни о каких бактериях и речи быть не может. Сегодняшний популяризатор фриганизма в США Адам Вайсман поясняет, что в Америке и во многих развитых европейских странах хозяину магазина, например, выгоднее отправить ящик фруктов на свалку, нежели нанимать человека, который будет их сортировать. В таких выброшенных ящиках процент вполне пригодной к употреблению пищи составляет, по статистике, от 30 до 50.
Основную цель сторонников движения фриганов Адам Вайсман видит в минимизации, а в идеале – в полном отказе от услуг корпораций. Это, считает адепт фриганизма, способно остановить глобализацию мировой экономики, а также помогает оставаться вне общества бесконтрольного потребления.
Подобные идеи любителей свалок и мусорных контейнеров распространяются не только на еду, но и на другие, наиболее востребованные человеком, товары и услуги. На свалках, а также в пунктах бесплатной раздачи одежды, фриганы подбирают себе вещи. Они находят выброшенные велосипеды, ремонтируют их и используют в качестве средства передвижения. Автомобилем никто из них пользоваться не станет. Во-первых, потому что покупка бензина – это обогащение нефтяных магнатов, а во-вторых, автомобиль загрязняет окружающую среду, против чего фриганы активно выступают. На этом основании их часто сравнивают с «зелеными». Однако фриганы дистанцируются от них. По мнению профессора социологии Университета Святого Лаврентия в Кантоне (штат Нью-Йорк) Боба Торреса, движение «идейных искателей бесплатного» набрало популярность именно в противовес движению «зеленых», которое, считает профессор, потерпело фиаско. «Зеленые» просто не задумываются, какие требуются колоссальные природные ресурсы, чтобы удовлетворить их запросы на экологически чистую продукцию.
Еще одним объектом повышенного внимания фриганов являются брошенные дома. Они их занимают и часто живут в них очень долго. Случается, что хозяин обнаруживает непрошенных жильцов и выдворяет их, иногда с полицией. Однако это не отпугивает любителей бесплатного. Фриганы ищут другое заброшенное жилье, которым давно никто не интересуется. Живя в таких домах, «новоселы» пользуются исключительно экологическим топливом (дрова, уголь), воду также берут из природных источников. Блага цивилизации в виде централизованного отопления и водопровода они не признают как в плане сохранения экологии, так и в плане отказа финансировать компании, поставляющие ресурсы.
Большинство сторонников движения предпочитает не работать вообще. Они уверяют, что система товар–деньги–товар настолько испортила общество, что для многих торговые центры стали вторым домом. Вместо того, чтобы проводить время с детьми, обучать их, люди в выходные целыми семьями «шопингуют». В отличие от них фриганы в отсутствии работы занимаются волонтерством, принимают участие в социальных акциях, либо изучают с детьми что-то новое. Они часто устраивают акции по обмену вещами, предметами мебели, посудой, любым другим скарбом. В их семьях практически ничего не выбрасывается – любой вещи, предмету обихода они стараются дать вторую жизнь: отремонтировать, отреставрировать и, если самим уже без надобности, отдать в другие руки.
У сторонников этого движения есть собственный кодекс чести. Так, никто из его участников не станет рыться в мусорных баках, расположенных на частной закрытой территории. Если фриган найдет документы или бумаги, касающиеся частной жизни человека, он никогда не воспользуется ими ни в каких целях. Никто из соображений безопасности не станет рыться в контейнерах, расположенных близ медицинских учреждений. Закончив «обследование» места складирования мусора, фриган оставит его в порядке, нередко даже в более приличном виде, чем оно было до этого. Это, по соображениям сторонников движения, облегчает «работу» тем «коллегам», которые придут позже, а кроме того, содержатели мест складирования мусора более благосклонно относятся к таким посетителям и не прогоняют их почем зря.
Движение приобретает все больше сторонников не только среди рядовых граждан. Так, во Франции появился новый закон, названный законом Макрона. Согласно ему продуктовые магазины, площадь которых превышает четыре сотни квадратных метров, обязаны отдавать непросроченные, но снятые с продажи продукты питания нуждающимся людям, либо в благотворительные организации. Справедливости ради стоит добавить, что в самих США в некоторых штатах запрещено рыться в помойках, извлекая оттуда еду и вещи. Общество часто просто шокировано таким поведением фриганов и с помощью законов пытается отгородиться от таких людей.
via
Journal information