До сих пор порой во время похорон даже в нашей стране кладут медяки на глаза. Не совсем, однако, понимая, зачем. Однако знать, откуда традиция берёт начало, весьма важно.
Древние имели очень конкретные и хорошо очерченные представления о жизни на земле и посмертии. Все греки хорошо понимали, что с ними будет, когда их жизнь завершится.
За жизнь каждого человека отвечали ведуньи-мойры, выглядевшие как три сестры-прялки. Клото, старшая, пряла нить судьбы, Лахезис, средняя, отмеряла положенный срок жизни, наматывая нить на веретено, и, наконец, младшая Атропос обрезала божественными ножницами нить в отмеченном месте.
Сожжение
После обрыва нити жизнь грека заканчивалась, и он отправлялся в неприятное жизнелюбам-грекам царство Аида. Там тень человека оказывалась на берегу реки Стикс, отделяющих мир мёртвых от мира живых.
Харон берёт плату
Стикс («Ненависть», «Ненавистная») была самым священным местом. Боги, поклявшиеся Стиксом, не могли нарушить клятву. Через Стикс переправлял Харон. За перевозку он требовал платы.
Монетка во рту
Тут важно сказать, что древние верили, что за свою жизнь человек должен успеть стать дорог достаточному количеству людей, чтобы те провели над ним погребальные обряды — хотя бы положили те же монеты на глаза, а лучше — сожгли с богатыми дарами. Такие поверья жили вплоть до конца Римского государства.
Пышные похороны Патрокла
Умерший являлся к берегам реки мёртвых со всем, с чем он был похоронен. Всё это было не так важно для греков, как для египтян, которые верили, что тела умерших надо самым тщательным образом сохранять, ибо в том же самом виде они будут существовать и после смерти, в каком пребывает их тело: нет, греки все дары переправляли подземным богам, дабы те не препятствовали тени занять своё место в посмертии.
Перевозчик Харон
В то же время убиение жертвенных животных в честь умерших влияло на тени: те могли похлебать крови этих самых животных.
С медяками на глазах
Грек, похороненный с монетами, мог отдать плату Харону, и тот перевозил его через реку. Бывало, что Харон перевозил и живых, но это всегда были выдающиеся люди — Геракл, с которым лучше было не связываться, Орфей, зачаровавший перевозчика игрой на арфе, и Эней, подкупивший его.
Его Харон точно принял
Умерших судили три брата — великих судьи: Мионс, Эак и Радамант. Однообразны были их приговоры, ибо греки равнодушно относились к обычным, ничем не выдающимся и не выделяющимся людям. Они отправлялись просто страдать в мрачное и скучное царство Аида. Большинство людей попадало именно туда. Выдающихся грешников судьи отправляли вечно мучиться, например, таскать камни, как Сизифу.
Сизиф трудится
Но такими решениями почти всегда ведали сами боги, ибо по-настоящему страшным должно было быть преступление, чтобы для негодяя создавать отдельное мучение. Наконец, великие герои отправлялись в Элизиум, на острова блаженных.
Элизиум
Там они не знали бед и вечно пировали. Совсем великих героев ждал сам Олимп, но таковых набрались единицы: Дионис, Геракл, братья Диоскуры и ещё кое-кто.
via
Journal information