Янтарная комната, превратившаяся после таинственного исчезновения во время Великой Отечественной из знаменитой в легендарную, была настоящим произведением искусства. С начала XVIII века она украшала людские палаты Летнего сада. За такой роскошный подарок Петр I платил, ни много, ни мало - человеческими жизнями.
Души за комнату
Историк Игорь Можейко (более известный как автор книг о приключениях Алисы Селезневой Кир Булычев) писал, что Петру I, ценителю искусств, очень нравилась Янтарная комната (янтарный кабинет) при дворе прусского монарха Фридриха I, и русский император жаждал ее приобрести.
Договориться о сделке удалось с преемником Фридриха I, его сыном Фридрихом-Вильгельмом. Можейко и директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов утверждают, что в обмен на Янтарную комнату (к слову, не доделанную) Петр подарил прусскому королю 55 великорослых русских гренадеров и собственноручно выточенным кубком и токарным станком. Историк Вадим Егоров в своей книге «Русские великаны прусского короля. «Большие мужики» в иноземной службе 1712 – 1746» уточняет: Петр I и Фридрих-Вильгельм во время Северной войны договорились, что, отвоевав у Швеции земли на севере Польши (Мекленбург и Померанию), Россия отдаст их Пруссии.
За этот посул прусский монарх на радостях и одарил русского царя янтарным кабинетом. А еще – увеселительной яхтой «Либурника» (впоследствии по прибытии в Россию она была переименована в «Корону»). Корабль, как пишет Вадим Егоров, тоже дарился русским в «нерабочем» состоянии – перед отправкой в Санкт-Петербург яхту пришлось 3 года ремонтировать.
Зачем Фридриху понадобились великаны?
Британский писатель Джек Коггинс, ссылаясь на сохранившиеся исторические документы, говорит, что Фридрих-Вильгельм был просто помешан на высокорослых гренадерах, нередко солдат забирали в прусскую армию посредством насильственной вербовки. Кроме того, они нанимались и покупались – на эти цели король в общей сложности потратил порядка 12 миллионов иоахимсталеров.
Вадим Егоров пишет: Фридриху-Вильгельму удалось путем подобного подбора создать армию, в которой состояли одни из самых высокорослых гвардейцев в Европе – каждый такой воин в трехбатальонном Королевском гвардейском полку (Riesengarde) был на голову выше «среднерослых» солдат. Игорь Можейко объясняет причину радости прусского монарха презенту русского императора недостатком собственных армейских «кадров» высокого роста в Пруссии. Российские гренадеры по договоренности должны были меняться через несколько лет – взамен прежних в Пруссию присылалась очередная рота великанов.
«Даренные» и «отданные»
По данным, приведенным Вадимом Егоровым (впрочем, сам автор называет их весьма условными), в общей сложности за неполные 15 лет Петр I послал Фридриху-Вильгельму не менее 400 «подаренных» и «отданных в услужение» русских гренадеров. Причем великорослыми (выше двух метров) из этого количества были только около сотни русских воинов. Большая часть солдат служили в пехотных полках прусской армии. Разница между «дареными» и «отданными в услужение» состояла в том, что последняя категория солдат и драгун посылалась в Пруссию на время, первая же отправлялась в прусскую армию безвозвратно.
После смерти Петра I десятки «больших рекрут» посылала Фридриху-Вильгельму и Анна Иоановна – прусских монарх одарил императрицу пятью янтарными «досочками», на которых мозаикой были изображены пять человеческих чувств. Взамен Фридрих II получил партию высокорослых гренадеров.
Лишь Елизавета Петровна прекратила подобные «поставки» – ее завалили просьбами о возвращении на родину как сами рекруты, так и их родственники в России. Доподлинно неизвестно, сколько удалось вернуть из Пруссии русских воинов – Фридрих-Вильгельм долго сопротивлялся распоряжению российской императрицы, писал ей, чтобы гренадеры оставались и доживали свой век в его стране.
После того как Елизавета все же настояла на своем требовании, отношения между Пруссией и Россией стали натянутыми. В итоге Россия в 1756 году объявила Пруссии войну и стала участником Семилетней кампании, в которой Пруссия не была разгромлена только благодаря симпатиям сменившего Елизавету Петровну на российском императорском троне Петра III – он заключил союз с Фридрихом II.
via
Journal information