Германцы-готы, стремительным вихрем ворвавшиеся в Крым не позднее III века н. э., расселились практически вдоль всего побережья Таврии от Боспора до Херсонеса (т. е. от современной Керчи до Севастополя). Кроме того, часть из них поселилась на возвышенности – в районе горы Чатыр-Даг и в загадочной стране Дори, находившейся, по-видимому, в юго-западном Крыму. Столицей этой страны являлся город Дорос, иначе называвшийся Феодоро, а позднее, ближе к концу XV века, переименованный в Мангуп. Руины этого величественного памятника крымского средневековья, находящегося недалеко от столицы Крымского ханства, города Бахчисарая, ежегодно посещают десятки тысяч туристов. Однако, несмотря на относительно неплохую изученность Дороса-Мангупа с археологической точки зрения, городище продолжает хранить свои тайны. Попробуем рассказать о некоторых из них.
Когда и кем был построен средневековый Дорос?
Строительство византийской крепости Дорос связывают с деятельностью императора Юстиниана I (правил с 527 по 565 год), привлекавшего живших в юго-западном Крыму готов и алан на военную службу. Чрезвычайно интересное сообщение о строительной деятельности Юстиниана оставил историк VI века н.э. Прокопий Кесарийский:
«Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори, где с древних времен живут готы... Они достигают численностью до трех тысяч бойцов… В этой стране император [Юстиниан I] не построил нигде ни города, ни крепости, так как эти люди не терпят быть заключенными в каких бы то ни было стенах, но больше всего любили они жить всегда в полях...»
Если мы внимательно посмотрим на текст Прокопия, то заметим, что, по сведениям историка, в стране Дори Юстиниан I «не построил нигде ни города, ни крепости». Это утверждение некоторым образом противоречит предположению о строительстве Мангупа и других пещерных городов Крыма в эпоху Юстиниана. Как следствие, некоторые историки датируют строительство Дороса пост-Юстиниановским временем, т.е. концом VI века или даже VII веком.
Однако, еще в начале ХХ века при раскопках мангупской базилики была обнаружена греческая надпись, в которой упоминалось имя Юстиниана I. В. А. Сидоренко предположил, что изначально эта надпись могла находиться в привратной башне в долине у подножия Дороса-Мангупа. По мнению ученого, лишь позднее эта надпись была перенесена наверх, на территорию города. Другие авторы, тем не менее, не соглашаются с такой гипотезой и по-прежнему продолжают датировать строительство Дороса временем Юстиниана. Так что эта загадка до конца еще не разгадана.
Загадочный хазарский город Манк-т
В конце VIII века столицу Крымской Готии, крепость Дорос-Мангуп, захватывают тюркские кочевники-хазары, правящая верхушка которых приблизительно в конце VII – начале VIII века приняла иудаизм в качестве государственной религии. В 787 году против хазар в Доросе поднимает восстание епископ Иоанн Готский. Восстание потерпело поражение, а самого епископа посадили в темницу в другом крымском городе – Фуллах.
Однако присутствие хазар в Доросе было достаточно кратковременно. Археологические источники указывают на то, что при повторном завоевании Дороса значительно пострадала главная линия обороны города. Разрушенные участки были позднее отремонтированы, по всей видимости, самими хазарами. Во второй половине IX века хазары утрачивают Дорос и практически полностью покидают Крым.
Казалось бы, на этом хазарское присутствие в Доросе сходит на нет. Однако в т.н. «еврейско-хазарской переписке», датируемой 60-ми годами Х века, в числе хазарских городов Крыма упоминается «Манк-т»(или «Манк-п»). Фонетическое сходство заставляет предположить тождественность этого «Манк-т» с топонимом «Мангуп».
Однако следующее упоминание топонима «Мангуп / Мангуп» датируется гораздо более поздним периодом – концом XV века! Кроме того, в Х веке Дорос уже никак не мог быть частью хазарских владений. По этой причине большинство современных хазароведов полагают, что форма «Манк-т» появилась в результате подчисток и исправления текста рукописи еврейско-хазарской переписки, сделанных караимом Авраамом Фирковичем, которого неоднократно «ловили» на фабрикации средневековых документов.
О готах, их языке и письменности
Проживавшие в Доросе-Мангупе и его окрестностях готы говорили на т. н. «крымско-готском языке» – диалекте восточногерманского готского языка, всегда вызывавшем громадный интерес у всех германистов прежде всего тем, что готы продолжали говорить на нем, как минимум, до второй половины XVI века, а то и позже. Это при том, что остальные европейские готы были полностью ассимилированы и утратили свой язык к VII-VIII векам! До недавнего времени ученые полагали, что крымские готы были бесписьменным народом, т. е., говоря на своем германском диалекте, они не знали ни рунической письменности, ни т. н. «алфавита Вульфилы (Ульфилы)».
Однако в 2015 году международное академическое сообщество потрясла новость об ошеломляющем эпиграфическом открытии. А.Ю. Виноградов и М.И. Коробов опубликовали обнаруженные ими на карнизе из мангупской базилики средневековые готские граффити IX-X веков, выполненные как раз алфавитом Вульфилы. После этой находки даже самые ярые скептики убедились в том, что проживавшее в Крыму готское население вовсе не было ассимилировано в византийскую эпоху аланами, а продолжало проживать в Доросе-Феодоро и свободно говорило (а, соответственно, и писало) на готском языке. Остается надеяться, что в ближайшее время будут найдены дополнительные надписи крымских готов.
О значении топонима «Мангуп»
Начиная, по-видимому, с начала 70-х годов XV века город Дорос (Феодоро) получил новое название – Мангуп. Единого мнения относительно перевода этого топонима не было ни у авторов раннего нового времени, ни у ученых XIX века. Эвлия Челеби (XVII век) истолковывал это название как арабское манкуб («злосчастный») вследствие того, что командующий турецкими войсками, Гедик Ахмед-паша, потерял во время осады Мангупа слишком много солдат. Дюбуа де Монпере полагал, что Мангуп – это искаженное Манготия, В. Томашек считал, что Мангуп является тюркским топонимом от манг («лицо, уста» либо «битва, сражение») и куп («много» или «возвышенность»). Были и другие гипотезы.
На наш взгляд, наиболее вероятной, учитывая очень позднее происхождение этого названия, является его тюркская этимология. По всей видимости, именно так город Дорос-Феодоро стало называть в 70-е годы XV века (или немного ранее) местное население. Известно, что проживавшие в Феодоро греки, готы и аланы уже с конца XIII века, по всей видимости, свободно владели не только своими родными языками, но и татарским. На наш взгляд, первая часть данного топонима – ман – значила «большой»; значение второй (гоп или гуп) менее понятно. Для сравнения можно вспомнить такие топонимы как Ман-Керман (тюркское название Киева) или Ман-Кышлак, оба из которых значат «Большой город» или «Большое селение, поселок».
Кстати, Ман-Керманом у тюркских народов обыкновенно называлась самая крупная крепость в той или иной области; в этом контексте особенно любопытно, что Манкерманом Мангуп называет и один из источников XIX века. На тюркское происхождение этого топонима также недвусмысленно указывает и та готовность, с которой османы (сами тюрки по происхождению) отбросили старое греческое название местности – и восприняли новое.
Таковы некоторые из наиболее любопытных исторических загадок города Дорос – Феодоро – Мангуп, решить которые наука, пока, не в силах.
via
Journal information