Category: архитектура

Category was added automatically. Read all entries about "архитектура".

Зачем в XVIII веке "уменьшили" собор Василия Блаженного



Храм Покрова Богородицы «на Рву», называемый также собором Василия Блаженного, высится на Красной площади Москвы, рядом с Кремлем, напротив Спасской башни. Он был поставлен здесь в 1561 году в память о взятии русским войском Казани – столицы могущественного ханства, грозившего России и через столетия после окончания татаро-монгольского ига.

sobor
Второе (народное) имя храму дано в честь погребенного под его папертью почитаемого москвичами святого, современника постройки собора. Фактически собор состоит из разных храмов, архитектура которых сводится к трем видам: шатровому, башенным большим и башенным малым. Все они объединены использованием единого композиционного приема «восьмерик на четверике» – это значит, что восьмигранник ставится на кубическое основание. Но объемы помещений разные, да и сочетания их необычны. Как пишет один из основных исследователей собора, А. Л. Баталов, «подобие и различие, единство и обособленность – примирение этих противоречивых начал становится главной темой в архитектуре собора и отвечает основной идее его программы».

Хаос или «космос»?
Наиболее живое и яркое высказывание об этом храме принадлежит 20-летнему Михаилу Лермонтову: «…за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой как чешуею зелеными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой (это, конечно, не так – А. К.) дивятся все иностранцы, и которую ни один русский не потрудился еще описать подробно». Экзотическим «букетом» увидел этот собор почти через 100 лет художник Аристарх Лентулов.

Немецкий естествоиспытатель первой половины XIX века Иоганн Генрих Блазиус, посетивший Россию в 1840 году, вначале принял его за группу скал или колоссальное растение. Но вот что открылось ему потом: «Только взобравшись наверх, начинаешь мало-помалу понимать, что все части храма расположены симметрично».

И – закономерный финал: «Вместо запутанного нестройного лабиринта это ультранациональное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность» (!). В устах педантичного немца такая оценка, бесспорно, – высшая похвала.

Посмотрим на собор сначала сверху, с куполов. Сколько их?
Произвольное нагромождение куполов исключается, это всего лишь сознательно подготовленный создателями храма обман зрения. К тому же узорные главы – не изначальны. Они в конце XVI века заменили пострадавшие при пожаре значительно более строгие и более скромные «шлемы».

Начнем от главы над центральным шатром. Сразу видно, что вокруг основного шатра по диагоналям стоят 4 маленьких главы на низких барабанах, под которыми расположены три ряда полукруглых кокошников «вперебежку». Представим себе на мгновение, что больших, стоящих рядом с ними глав нет. И вот, перед нами пятиглавый храм, отличающийся лишь резко повышенной центральной частью: 1 + 4 = 5.

А теперь посчитаем остальные купола. Их всего 4, и расположены они по сторонам света вокруг главного шатра, что тоже восходят к традиционному для византийских и русских храмов пятиглавию, хотя и значительно более редкому, чем первое. И здесь: 1 + 4 = 5.

Collapse )
promo analitic september 18, 2015 18:21 4
Buy for 20 tokens
Как известно, бессчетное количество безнадзорных и бездомных животных, чью численность никто не контролирует, возникло благодаря совершенно равнодушному к этому вопросу правительству. Бродячие стаи собак абсолютно комфортно чувствуют себя в условиях современных мегаполисов, став неотъемлемой частью…

5 святых мест, уничтоженных большевиками



5 декабря 1931 года был взорван Храм Христа Спасителя. Это был знаковый момент для русской истории, ни одна эпоха не уничтожала столько памятников, как советская. Строить «новый мир» хотели на руинах.

Храм Христа Спасителя
2 июня 1931 года, по распоряжению Сталина, Храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства другого «храма» – огромного Дворца Советов высотой 420 м, планировалось превзойти 381-метровый американский небоскрёб Эмпайр Стейт Билдинг. Дворец должна была венчать грандиозная статуя Ленина. Работы велись в течение нескольких месяцев, но разобрать Храм до основания так и не удалось, поэтому было решено его взорвать. После первого взрыва Храм устоял, и пришлось заложить второй слой взрывчатки. Почти полтора года понадобилось только на разбор обломков. Строительство Дворца Советов, начатое в 1937 году, так и не было завершено – планы разрушила Великая Отечественная Война. Многие годы на месте взорванного Храма зияла чудовищная дыра, а в 1960 году там появился бассейн «Москва». В конце 1994 года бассейн был снесён для восстановления Храма Христа Спасителя.

Церковь Спаса-на-Сенной
Храм находился на Сенной площади в городе Санкт-Петербурге и являлся памятником позднего барокко. Его построили в 1761 году, но освящение главного придела состоялось лишь почти четыре года спустя. В XIX веке при храме существовало приходское духовное училище, приют для сирот и Благотворительное общество для помощи бедным. Во время гражданской войны все ценности из церкви изъяли. С апреля 1938 года храм закрыли и сняли с охраны, но взрыв произошёл лишь 23 года спустя. По неосторожности инженеров были повреждены сваи Исакиевского собора. Через 2,5 года на освободившемся месте был открыт вестибюль наземного выхода станции метрополитена «Площадь Мира» (ныне «Сенная площадь»).

Церковь Успения на Покровке
Храм Успения на Покровке был любимым храмом Фёдора Достоевского. Его жена вспоминала, что, бывая в Москве, он возил ее, «коренную петербуржку», посмотреть на эту церковь, потому что чрезвычайно ценил ее архитектуру. И бывая в Москве один, Достоевский всегда ехал на Покровку помолиться в Успенской церкви и полюбоваться на нее. Успенская церковь была названа «восьмым чудом света». Современникам Успенский храм представал громадой составленных церквей, летящих в небеса, но вместе с тем стройным, как архитектурная поэма. Это чудо имело вырезанную на портале символическую надпись «Дело рук человеческих».

В ноябре 1935 года Моссовет под председательством Н. А. Булганина постановил закрыть и снести Успенскую церковь, «имея в виду острую необходимость в расширении проезда по ул. Покровке». Перед сносом провели необходимые научные работы и обмеры. Два резных наличника и фрагменты фасада передали в музей при Донском монастыре, верхний иконостас 1706 года – в Новодевичий монастырь, где он был поставлен в надвратном Преображенском храме. Зимой 1936 года Успенскую церковь снесли до основания, на ее месте образовался пресловутый скверик с березками на углу Покровки и Потаповского переулка.

Александро-Невский собор
Главным православным храмом Царицына (ныне Волгограда) был кафедральный собор Александра Невского. Это огромное сооружение располагалось на Александровской площади и хорошо просматривалось с Волги. Собор был построен после чудесного спасения в железнодорожной катастрофе царя Александра III. На строительство храма ушло почти два десятилетия, так как строился он на народные пожертвования. Собор простоял совсем немного – около 14-ти лет. 21 марта 1939 года храм взорвали по причине «благоустройства» города. В настоящее время ведутся споры о восстановлении храма.

Collapse )

Водопад Джур-Джур и другие достопримечательности Крымского полуострова



Республика Крым и Город Федерального значения Севастополь привлекают туристов не только замечательными пляжами и благоприятным климатом. Полуостров буквально на каждом шагу открывает взгляду памятники истории и природные сокровища, каждое из которых достойно внимания настоящего туриста и путешественника.

Крепость Ени-Кале в Керчи
Крепость Ени-Кале расположившаяся на берегах Керченского пролива – это турецкая твердыня, некогда контролировавшая проход в Азовское море. Бастионы крепости помнят блестящие победы Суворова и самоотверженный подвиг советских десантников времён Великой Отечественной войны. Её архитектором стал итальянский мастер Голоппо, принявший магометанство.
Аджимушкайские каменоломни в Керчи
Комплекс памятников в древних каменоломнях, протяжённость которых более 30 километров, рассказывает о подвиге советских солдат, морских пехотинцев и простых граждан. После поражения сил Крымского фронта в 1942 году тысячи военнослужащих и мирных жителей держали здесь оборону на протяжении почти полугода, причём против них применялись отравляющие вещества, минирования и подрывы. Из тысяч защитников «Крамского Бреста» выжило около 50 человек.

Полис Пантикапей в Керчи
Древнегреческий город Пантикапей появился в Керчи в VI веке до н.э. Богатый полис раскинулся на горе Митридат и лежал на пересечении важных торговых путей. На протяжении десяти веков был средоточием высокой эллинской культуры. Сегодня о греческой колонизации полуострова напоминают античная арка, портики, а также богатая коллекция монет и амфор – непременных спутников выгодной черноморской торговли.

Мелек-Чесменский курган в Керчи
В центре современной Керчи можно найти ещё одно свидетельство греческой колонизации – внушительную усыпальницу знатного боспорца. При строительстве гробницы связующий раствор не использовался: настолько гладко отесали камни греческие зодчие. Посещение кургана обязательно для каждого, кто хочет получить представление о жизни и смерти в греческом полисе в Крыму.

Картинная галерея Айвазовского в Феодосии
В родном городе известного на весь мир русского мариниста Ивана Айвазовского можно найти богатую галерею, хранящую его наследие. Плодовитый художник, писавший свои «марины» по памяти, оставил после себя сотни великолепных видов родного Крыма, знаменитые батальные сцены. Многие из картин, хранящихся в музее, экспонировались на выставке к 200-летию великого мастера. Посещение обеих экспозиций музея – обязанность каждого ценителя русской живописи, посещающего Крым.

Генуэзская крепость в Феодосии
Крепость в генуэзской колонии Кафа – одна из самых больших на территории Крыма. Несмотря на огромный масштаб, крепость была возведена за рекордно короткие сроки: на строительство опорного пункта ушло всего три года. Предполагают, что именно из Кафы в Крыму в Европу на генуэзских кораблях была перенесена эпидемия чумы, «чёрной смерти», ставшей переломным моментом в истории региона.

Генуэзская крепость в Судаке
Несмотря на внешнюю схожесть со своей «сестрой» в Феодосии, крепость в Судаке прожила совсем иную жизнь. До генуэзской колонии Солдайя здесь находились форпосты аланов, хазар и византийцев. Живописные стены и 14 башен крепости делают её желанной декорацией для исторических кинофильмов со времён СССР: в 2004-2005 гг. здесь снимался сериал «Мастер и Маргарита». Интересен для посещения также консульский замок – резиденция главы генуэзской колонии.

Тропа Голицына в Судаке
«Променад» князя Льва Голицына был вырублен в скале в 1912 году, в эпоху, когда летом Крым становился царской резиденцией. Чтобы иметь возможность любоваться видами прибрежной полосы и разнообразно развлекать своих гостей, князь приказал создать этот путь вдоль Чёрного моря, что потребовало изрядных денежных вложений и хитрых архитектурных решений. Во многих местах тропа пролегла по изначально недоступным путнику возвышенностям.

Водопад Джур-Джур в Алуштинском горсовете
Водопад рядом с селом Генеральское ежегодно привлекает тысячи туристов. Хотя купание в самом водопаде строго воспрещено, посетителей привлекают красивые легенды и возможность окунуться в специальные «ванны» в живописном «ущелье тысячи водопадов»

Дворец Александра III в Массандре
Изящный дворец в стиле Людовика XIII начал возводиться в Массандре ещё при князе Воронцове. Недостроенный замок приглянулась императору Александру III, и с 1892 года здесь возводилась царская резиденция. Примечательно, что Николай II, часто бывавший здесь с семьёй, так никогда и не ночевал во дворце. А пытливым путешественникам современности царская резиденция в Массандре напоминает миниатюрный Линдерхоф – замок баварского короля Людвига.

Храм-маяк Николая Мирликийского в Алуштинском горсовете
Этот величественный храм-маяк расположен в селе Малореченское. Возведённый в честь святителя Николая Мирликийского – покровителя всех странствующих, он самый высокий в Крыму. Храм, выполненный в форме носа корабля, может служить маяком: шар с позолотой с мощным прожектором внутри должен, по задумке авторов, указывать дорогу сбившимся с пути мореплавателям. Впрочем, эта функция чисто номинальная - он не внесен в лоции Черного моря.

Мечеть Юхары-Джами в Алуште
Один из важнейших памятников архитектуры в городе Алушта, мечеть Юхары-Джами, существует в городе с XIX века. Годы потрясений нанесли мечети большой урон, но и сегодня с её высокого белого минарета можно услышать муэдзина, который собирает правоверных мусульман на молитву. Юхары-Джами – неотъемлемая часть богатой истории крымско-татарского народа.

Дворец князей Раевских в Алуштинском горсовете
Административный корпус сегодняшнего санатория Карасан расположился во дворце княжеской фамилии Раевских, построенном в 1887 году. Возведённый в популярном мавританском стиле дворец окружен огромным парком с сотнями видов экзотических растений. Несмотря на то, что дворец и парк – части санатория, возможность посетить их есть у всех желающих.

Гора Аю-Даг
Гора Аю-Даг (медведь-гора) на самом деле – несостоявшийся вулкан. Она расположена на границе Алуштинского горсовета и городского округа Ялты. Гора примечательна тем, что выдается в море. Она богата не только флорой и фауной, но и легендами. Упоминания о красотах Аю-Даг можно найти в записях Пушкина и Грибоедова.

Лагерь «Артек» в Ялтинском городском округе
Лагерь «Артек» находится в поселке Гурзуф и по праву считается одним из символов советской эпохи. Его история началась в 1925 году с небольшого палаточного лагеря для детей, нуждавшихся в оздоровлении. Путёвка в обновлённый «Артек» сегодня, как и в СССР, предоставляется детям за особые достижения в учёбе, науке, спорте и культуре. Сам лагерь включает в себя несколько отреставрированных корпусов, а также особняк, в котором в свое время пел Шаляпин, а сегодня расположился музей истории «Артека».

Дом-музей Чехова в Ялте
«Белая дача» Антона Павловича, вопреки расхожему мнению, не была самым любимым приютом писателя. Стремясь найти место, где он мог бы спокойно работать, Чехов признавался, что построил для себя «тюрьму». Сегодня дом-музей Чехова, утопающий в зелени посаженного им самим сада, рассказывает о жизни и творчестве писателя. Кроме ялтинского дома, к дому-музею относится первая дача Чехова в Крыму – «Омюр», а также домик в Гурзуфе – «колыбельная» пьесы «Три сестры».

Ласточкино Гнездо в Ялтинском городском округе
Визитная карточка Крыма, «Ласточкино гнездо» - романтический замок в неоготическом стиле на Аврориной скале в поселке Гаспра. Памятник богатству русских промышленников и изысканному вкусу дореволюционных рестораторов чуть было не погиб в 1927 году во время землетрясения. Сегодня он закрыт для посещения из-за высокой опасности обрушения, в замке ведутся реставрационные работы.
Дворец Эмира Бухарского в Ялте
Дворец был построен в 1911 году для бухарского эмира Сеид Абдулахад-хана. Для правителя среднеазиатского государства был построен дворец в мавританском стиле. Интересно, что вторую резиденцию эмира в России можно найти также на курорте – в городе Железноводск. Сейчас дворец эмира — это 8-й библиотечный корпус санатория «Ялта».

Ливадийский дворец в Ялтинском городском округе
Ливадийский дворец, расположенный в одноименном поселке – южная резиденция российских императоров. Дворец начал возводиться ещё при Александре II, но его главным обитателями стали Александр III и Николай II. Дворец в стиле неоренессанса обошёлся казне в миллионы золотых рублей.

Роскошь бывшей царской резиденции по достоинству оценил президент США Рузвельт: в Белом зале дворца в феврале 1945 года проходила знаменитая Ялтинская конференция, определившая судьбу послевоенного мира. Сегодня во дворце можно увидеть царские покои с восковой фигурой последнего императора, а также внутренний двор, ставший фоном для знаменитой фотографии «Большой тройки».

Юсуповский дворец в в Ялтинском городском округе
Резиденция для Феликса Юсупова - представителя одной из богатейших фамилий Российской империи - была перестроена в поселке Кореиз. Неороманский экстерьер и модерновый интерьер строения пришлось по вкусу Сталину: в 1945 году в здесь разместилась советская делегация на Ялтинской конференции.
Гора Ай-Петри в Ялтинском городском округе
На самом деле, это не одна гора, а целый горный массив, запоминающийся туристам причудливым зубчатым рельефом. На Ай-Петри можно подняться по самой длинной в мире безопорной канатной дороге протяжённостью 1670 метров. Горный массив входит в состав Ялтинского горно-лесного заповедника.

Водопад Учан-Су в Ялтинском городском округе
Самый высокий водопад Крыма и Европы, Учан-Су - его высота 96,5 метров. Считается, что он вдвое превосходит по высоте знаменитый Ниагарский водопад в США. Особенно интересен вид водопада в зимнее время, когда вся толща воды полностью промерзает.

Воронцовский дворец в Алупке
Дворец, возведённый для генерал-губернатора Новороссии, графа Воронцова завершает череду резиденций «большой тройки»: в 1945 году здесь остановилась английская делегация во главе с Черчиллем.. Готические английские фасады дворца, по мнению Сталина, должны были соответствовать высокому гостю. Особый интерес во дворце представляют модный в первой половине XIX века «Китайский кабинет», ориентальные убранства некоторых комнат и «львиная терраса».

Воскресенская церковь на утесе в Ялтинском городском округе
Церковь в неовизатийском стиле расположена на утесе над поселком Форос. Она была построена купцом первой гильдии Александром Кузнецовым в честь спасения царской семьи во время крушения поезда в 1888 году. Интересно, что форосская церковь стала одним из первых чайных брендов в России, так как именно её изображения можно было найти на продукции купца Кузнецова.

Форосский парк в Ялтинском городском округе
Парк, раскинувшийся на территории бывшего имения купца Александра Григорьевича Кузнецова, считается одним из лучших на полуострове.
Скельская пещера в Балаклавском районе
Сталактитовая Скельская пещера расположена в селе Родниковое. В отличие от большинства достопримечательностей Крыма, эта пещера "живая", так как она постоянно развивается и меняется. Пещера, открыта в 1904 году учителем Кирилловым. Сегодня она – одна из главных природных диковинок Крыма, предлагающих любознательному спелеологу целые «комнаты» и скульптуры из сталактитов.

Мыс Айя в Балаклавском районе
Мыс некогда служил русским морским артиллеристам для упражнений в точности огня. В настоящее время мыс, выступающий на 13 километров в Черное Море, является ландшафтным заказником республиканского значения. Известен своими «дикими» пляжами.
Генуэзская крепость Чембало в Балаклаве
Развалины крепости выделяются из череды генуэзских твердынь в Крыму своими характерными круглыми башнями. Чембало была предметом нешуточного противостояния между итальянской республикой и греческим княжеством Феодоро. В эпоху турецкого владычества крепость носила имя Балаклава, которое и перешло на близлежащий город.

Балаклавская бухта
Историки считают, что именно этой живописной бухте Крым обязан первым упоминанием в источниках. О гавани «великанов-людоедов» Лестригонов говорится в гомеровской Одиссее.
Музей Холодной войны в Балаклаве
Музеем Холодной войны в Балаклаве называют объект 825ГТС в глубоководной части бухты. Здесь располагается гавань советских атомных подводных лодок, способная выдержать попадание ядерного заряда мощностью 100 килотонн. Сегодня этот некогда секретный инструмент «гарантированного возмездия» доступен для посещения.

Георгиевский монастырь в Балаклавском районе
Считается, что монастырь основали ещё в 891 году греческие моряки, спасённые в шторм Святым Георгием. Обитель всегда славилась своей независимостью и при этом свободно действовала в период татарского и османского господства.
Долина смерти в Балаклавском районе
Свою страшную славу долина вблизи Балаклавы приобрела в 1854 году. Во время Балаклавского сражения офицеры британской Бригады Лёгкой кавалерии, неверно истолковав приказ командования, послали сынов знатных английских фамилий на верную смерть под перекрёстный огонь русских батарей. Сегодня «Долина смерти» известна каждому образованному англичанину, читавшему поэму Альфреда Теннисона «Атака Лёгкой Бригады».

Сапун-Гора в Севастополе
На Сапун-Горе на подступах к Севастополю 1941-1942 годах и в мае 1944 года развернулось ожесточённое сражение за эту господствующую высоту. Сегодня здесь расположился музей, посвященный событиям 1944 года, включающий великолепную диораму работы художников студии имени Грекова.

Бронебашенная береговая батарея №35 в Севастополе
Мемориальный музей, расположен в Херсонесе на месте взорванной крупнокалиберной артиллерийской батареи. Его экспозиция рассказывает о подвиге краснофлотцев и красноармейцев, мужественно защищавших этот важный «щит» Севастополя, прикрывавший огнём вход в бухту города-героя.

Херсонес Таврический в Севастополе
Развалины греческого полиса Херсонес в черте современного Севастополя – важный памятник эллинского периода в истории полуострова. Здесь можно найти не только стены домов жителей, но и руины древнего амфитеатра. Над археологическим комплексом возвышается воссозданный храм Святого Владимира. По преданию, именно на этом месте в 988 году принял крещение князь Владимир Святославович.

Памятник затопленным кораблям в Севастополь
Лаконичный монумент вблизи Приморского бульвара напоминает о событиях 1854-1855 гг., когда для того, чтобы загородить проход в бухту Севастополя вражескому флоту, командование приказало затопить в общей сложности шестнадцать различных кораблей, среди которых был гордость Черноморского флота, линейный корабль первого ранга «Двенадцать Апостолов».
Михайловская батарея в Севастополе
Михайловский равелин носит на себе отметины былых осад, пережитых Севастополем: бастионы крепости оставили в разрушенном виде специально. Сегодня в казематах батареи разместился музей, рассказывающий об истории города-героя.
Музей Черноморского Флота в Севатополе
В этом музее, рассказывающем об истории Черноморского флота, собраны тысячи уникальных экспонатов, в частности, личные вещи адмиралов Корнилова, Нахимова, Истомина. Любителей военной истории также привлекут точные копии боевых кораблей, в разное время входивших в состав флота.

Малахов курган в Севастополе
История двух оборон Севастополя неразрывно связана с Малаховым курганом на Корабельной стороне – самой высокой точкой на подступах к городу. Сегодня на знаменитом кургане, давшем название району Парижа, расположен музей, рассказывающий об истории двух осад.

Панорама Обороны Севастополя
Наверное, самым монументальным памятником героической обороне Севастополя во время Крымской войны, является картина – огромная панорама работы великого баталиста Франца Рубо. Как и в панораме Бородинской битвы, созданной мастером, полотно органично переходит в передний план, составленный из предметов, часть из которых – свидетели обороны.

Российская эскадра Черноморского флота в Севастополе
Издалека полюбоваться на мощь современного Черноморского флота можно у нескольких причалов Севастополя: у Минной стенки, Угольной пристани, а также у причала «Голландия».

Графская пристань в Севастополе
В истории пристани, как в зеркале, отразилась история Севастополя. Главные морские ворота города была свидетелем визита Екатерины II во время её поездки по южным губерниям, обстрелы англо-французского флота и последние корабли с белогвардейцами, навсегда покидающими Россию.

Пещерный монастырь в Инкермане
Свято-Климентьевский мужской монастырь, в основном, состоит из пещерных помещений, высеченных в Монастырской скале. Именно здесь, как гласит церковное предание, святыми Кириллом и Мефодием были обретены мощи Святого Климента.

Мечеть Тахталы-Джами в Бахчисарае
В исторической части Бахчисарая, бывшей столицы Крымского ханства, возвышается мечеть, строительство которой было завершено в 1707 году. Тахталы-Джами сегодня – действующая мечеть, жемчужиной которой считается шестнадцатигранный минарет с ажурным балконом.

Ханский дворец в Бахчисарае
«Дворец-сад», как с крымско-татарского переводится название бывшей ханской резиденции – удивительный и единственный в мире образец дворцовой архитектуры этого народа. Кроме Фонтана слёз, известного благодаря поэме А.С.Пушкина, на территории дворца выделяются Большая мечеть и Зал Дивана, предназначавшийся для заседаний ханского совета.

Collapse )

5 знаковых храмов, взорванных Советской властью

Screenshot_102

5 декабря 1931 года был взорван Храм Христа Спасителя. Это был знаковый момент для русской истории, ни одна эпоха не уничтожала столько памятников, как советская. Строить «новый мир» хотели на руинах.

Храм Христа Спасителя
2 июня 1931 года, по распоряжению Сталина, Храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства другого «храма» – огромного Дворца Советов высотой 420 м, планировалось превзойти 381-метровый американский небоскрёб Эмпайр Стейт Билдинг. Дворец должна была венчать грандиозная статуя Ленина. Работы велись в течение нескольких месяцев, но разобрать Храм до основания так и не удалось, поэтому было решено его взорвать. После первого взрыва Храм устоял, и пришлось заложить второй слой взрывчатки. Почти полтора года понадобилось только на разбор обломков. Строительство Дворца Советов, начатое в 1937 году, так и не было завершено – планы разрушила Великая Отечественная Война. Многие годы на месте взорванного Храма зияла чудовищная дыра, а в 1960 году там появился бассейн «Москва». В конце 1994 года бассейн был снесён для восстановления Храма Христа Спасителя.

Церковь Спаса-на-Сенной
Храм находился на Сенной площади в городе Санкт-Петербурге и являлся памятником позднего барокко. Его построили в 1761 году, но освящение главного придела состоялось лишь почти четыре года спустя. В XIX веке при храме существовало приходское духовное училище, приют для сирот и Благотворительное общество для помощи бедным. Во время гражданской войны все ценности из церкви изъяли. С апреля 1938 года храм закрыли и сняли с охраны, но взрыв произошёл лишь 23 года спустя. По неосторожности инженеров были повреждены сваи Исакиевского собора. Через 2,5 года на освободившемся месте был открыт вестибюль наземного выхода станции метрополитена «Площадь Мира» (ныне «Сенная площадь»).

Церковь Успения на Покровке
Храм Успения на Покровке был любимым храмом Фёдора Достоевского. Его жена вспоминала, что, бывая в Москве, он возил ее, «коренную петербуржку», посмотреть на эту церковь, потому что чрезвычайно ценил ее архитектуру. И бывая в Москве один, Достоевский всегда ехал на Покровку помолиться в Успенской церкви и полюбоваться на нее. Успенская церковь была названа «восьмым чудом света». Современникам Успенский храм представал громадой составленных церквей, летящих в небеса, но вместе с тем стройным, как архитектурная поэма. Это чудо имело вырезанную на портале символическую надпись «Дело рук человеческих».

В ноябре 1935 года Моссовет под председательством Н. А. Булганина постановил закрыть и снести Успенскую церковь, «имея в виду острую необходимость в расширении проезда по ул. Покровке». Перед сносом провели необходимые научные работы и обмеры. Два резных наличника и фрагменты фасада передали в музей при Донском монастыре, верхний иконостас 1706 года – в Новодевичий монастырь, где он был поставлен в надвратном Преображенском храме. Зимой 1936 года Успенскую церковь снесли до основания, на ее месте образовался пресловутый скверик с березками на углу Покровки и Потаповского переулка.
Collapse )

Где находится самое глубокое место Волги

Screenshot_53

Одна из самых полноводных и протяженных рек, прочно ассоциирующихся с Россией, является и самой крупной в Европейской части. Речь идет о величественной Волге, начинающейся в районе деревни Волговерховье, расположенной на Валдайской возвышенности. Чтобы добраться туда, увидеть маленькое чудо рождения великой реки, стоит преодолеть десятки километров бездорожья. Путешествуя по глухим лесам Тверской области, можно увидеть, как набирает мощь грандиозная река, собирая воды маленьких ручейков.

Трогательное мелководье
Сложно осознать, что раскинувшаяся на несколько сот метров судоходная река, начинает свой путь с крохотного ручейка. Первым водоемом, дающим силу народной реке, по сведениям, полученным от сотрудников Государственного водного реестра, является ручей Персянка. Об этом свидетельствует памятный камень, установленный в 1989 году. Не случайно был выбран монумент внушительных размеров, свидетельствующий об уважении к великой Волге.

В 2017 году патриарх Кирилл освятил исток, совершил Божественную литургию и молебен в Богоявленском соборе.
На месте самого мелкого и узкого места реки установлена часовня на сваях. В центре часовни есть окошко, расположенное непосредственно над точкой истока. Ширина водоема здесь не превышает 40-50 см, а глубина – позволяет перейти речку вброд, доходит до щиколотки (около 30 см), и является самым мелким местом.
В райском уголке с первозданной природой малолюдно, но поражает чистота, продуманность инфраструктуры. Атмосфера отличается спокойствием, умиротворением, пробуждает позитивные эмоции.

Исследуемые глубины
Грандиозный Волжско-камский каскад, включающий двенадцать водохранилищ, скрывает таинственные глубины величественной Волги. Официальные данные, подтвержденные в Нижне-Волжском управлении Федерального агентства водных ресурсов, свидетельствуют, что самыми глубокими являются места, расположенные в Куйбышевском и Волгоградском водохранилище, составляющие 41 м.
Collapse )

Туалетный этикет русских дворян: в чем его особенности

Screenshot_34

Когда речь заходит о дворянском этикете, сразу в сознании возникают роскошные балы, нарядные дамы и галантные кавалеры. А между тем, правила хорошего тона определяли поведение русских аристократов не только в высшем свете, но и во время вполне будничных дел. Застолье, прием гостей, одежда и распорядок дня – все это регулировалось этикетом достаточно жестко. Отправление естественных потребностей организма тоже совершалось в соответствии с правилами. То есть, и в туалет дворяне ходили по-особому.

Этикет в жизни высшего сословия
С ранних лет русские аристократы начинали усваивать строгие требования этикета, многие из которых были основаны на рыцарском кодексе чести средневековой Европы.

Известный историк Нонна Марченко в своей книге «Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи» (Москва, 2002 год издания) написала, что в дореволюционной России умение держать себя в обществе считалось главным признаком благородного происхождения человека. Поэтому многие дворяне буквально соревновались друг с другом, демонстрируя прекрасные манеры. Общество ставило знак равенства между соблюдением этикета и нравственностью, благовоспитанностью. Люди соблюдали внешние приличия, независимо от собственных чувств и отношений.

При воспитании юных дворян особое внимание уделялось таким понятиям как честь, самоуважение, благородство устремлений. Делать что-либо из меркантильных интересов, лишь ради славы и чинов считалось зазорным.

Русский этикет XVIII-XIX веков представлял собой причудливую смесь народных традиций и правил хорошего тона, позаимствованных из стран Западной Европы (в основном, из Франции). Не только под влиянием реформ государя-императора Петра I, но и по собственному разумению многие дворяне считали образцом поведения благородных парижан или лондонцев. Вероятно, с младых ногтей такие мысли им внушали гувернеры-иностранцы.

Чистота – обязательное условие
Этикет требовал от дворянина неукоснительного соблюдения правил личной гигиены. Аристократ всегда должен был выглядеть безупречно и пахнуть соответственно. Поэтому мытье рук после отправления естественных потребностей было обязательным.

Кроме того, большинство представителей благородного сословия меняли перчатки после каждого посещения туалета. Порой, по шесть раз за день.

Ватерклозеты не только во дворце
Туалетный этикет русского дворянства был реформирован при Петре I, как и многие другие сферы жизни. Следование западноевропейским стандартам коснулось и этой деликатной темы. При строительстве новой столицы использовался самый передовой опыт того времени.

Первый в нашей стране туалет с проточным смывом (ватерклозет) был оборудован в Летнем дворце Санкт-Петербурга. Произошло это историческое событие в 1710 году. Вскоре ватерклозетом обзавелся и дворец Монплезир, расположенный в Петергофе.

Если оставить в стороне императорские резиденции, то первым русским дворянином, в чьем доме появился частный туалет с водяным смывом, был ближайший сподвижник государя-императора Александр Данилович Меншиков.

Доктор исторических наук Игорь Зимин в книге «Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762–1917» (Москва, 2012 год издания) указал, что в Зимнем дворце Санкт-Петербурга единая система сливной канализации появилась летом 1826 года. Знаменитый архитектор Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси обустроил «места ватерклосетов» у парадного зала Военной галереи, неподалеку от Георгиевского зала.

Впрочем, только петербургские и московские аристократы могли пользоваться туалетами, близкими к современному пониманию об «удобствах». Провинциальные дворяне вплоть до ХХ века ходили в обычные для той поры сооружения с выгребными ямами, которые регулярно чистились.

Ночью – фарфоровые вазы
Если простолюдины, ленясь дойти до отхожего места, использовали по ночам металлические горшки, то дворяне – специальные фарфоровые или фаянсовые вазы. Эти предметы стыдливо прятались под кроватями или в специальных шкафчиках в спальне. Выносить и опорожнять по утрам такие судна должны были слуги.

Как пишет Игорь Зимин, в перечень комнатного имущества Зимнего дворца входил «Стул ночной простого дерева с кожаной подушкою и фаянсовым горшком». Представители петербургской аристократии комфортно усаживались на такой предмет мебели, а все их испражнения попадали в ночную вазу.

Некоторые фарфоровые изделия, предназначенные для этих целей, напоминали настоящие произведения искусства и стоили немалых денег. Часто они украшались затейливыми рисунками или орнаментами.

А в дороге – бурдалю
Россия – страна длинных дорог, и путешествия в карете из одного дворянского имения в другое часто занимали довольно много времени. Мужчинам было проще, ведь они обычно сопровождали дам верхом на конях. Так что представителям сильного пола не возбранялось отъехать в сторону и сделать свои дела за ближайшим кустиком. Дамы же пользовались бурдалю (фр. bourdalou).

За этим словом французского происхождения скрывается небольшое судно продолговатой формы, внешне напоминающее современную соусницу. Сей оригинальный мобильный аналог ночной вазы тоже изготавливался из фаянса или фарфора.

Русские аристократки обычно прятали бурдалю в муфте и справляли в них малую нужду, в случае необходимости, прямо в карете. При этом судно просто прикладывали к телу так, как в больничной палате пользуются «утками». Длинные пышные юбки с кринолинами, не выходившие из моды в XVIII-XIX веках, помогали скрыть момент испражнения от посторонних глаз.

Историк Игорь Зимин указал в своей книге, что нашел в архивах Николая I интересный документ, датированный 1840 годом. Это бухгалтерский отчет о расходах на гардеробные цели императорского двора. Среди всего прочего, в документе упомянуты 18 рублей, которые были уплачены некому мастеру Бобкову за изготовление «дорожного судна».

В музеях Петергофа и Царского Села можно увидеть несколько бурдалю XVIII века. Они очень компактны и изящны, внешне похожи на дорогую посуду. А понять, что это за судно, можно лишь по игривым рисункам и надписям. Так, на одной из мобильных дорожных ваз изображен человеческий глаз, а рядом надпись на французском языке, которую можно перевести так: «Он тебя видит, проказница!»

Русские аристократки позаимствовали идею бурдалю, как и многие новшества, из Франции. Именно парижские графини и баронессы придумали такой оригинальный способ справлять нужду. Причем, впервые они стали делать это прямо в храме во время пламенных духовных проповедей оратора-иезуита Луи Бурдалу (1632-1704 гг.), который мог разглагольствовать о вере часами.
Collapse )

Капитолий и Исаакиевский собор: почему они так похожи

Screenshot_50

Даже если вы не были в Вашингтоне, наверняка видели Капитолий на американском долларе. Это здание, в котором располагается Конгресс США, и оно подозрительно схоже с нашим Исаакиевским Собором.

Несмотря на то, что Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге был построен в 1858 году, а Капитолий – в 1863-м, очевидное сходство между ними заметили лишь в 2003, когда Северную столицу посетил президент Америки Джорж Буш-младший. Внимательностью отличилась его супруга – Лора Буш. Догадка столь сильно её заинтересовала, что в этом же году были подняты архивы библиотеки Конгресса США. И всё подтвердилось, что американские архитекторы подсмотрели проект у русских. Не всю схему, но, пожалуй, самую значимую часть – купол.
Эту версию освещали потом все ведущие американские СМИ, включая ВВС, посвятив ей массу репортажей.

Судя по позже обнародованным документам, Исаакиевский собор строил архитектор Огюст Монферран, применяя поистине уникальные и новаторские на тот момент технологии. Купол был не из привычной кирпичной кладки, а из легких стальных конструкций. Строили собор, страшно представить, долгих 40 лет.

Исаакиевский собор в окончательном своем виде стал своеобразным архитектурным эталоном.
Поэтому неудивительно, что архитектор Капитолия Томас Уолтер воспользовался чертежами Исаакия. Нет, разумеется, он их не похищал. В США все схемы и чертежи вывезла вдова Огюста Монферрана. Когда СМИ подняли шум вокруг этого вопроса, эти документы обнародовали. На данный момент после публичного предъявления их вновь возвратили в библиотеку Конгресса. Понятно, что сам создатель Исаакиевского собора Монферранс об этом уже не узнал, он умер задолго до строительства американского здания-близнеца.

Но американцы всё же сумели кое-чем отличиться от оригинала. Как сообщает заведующий филиалом Государственного машиностроительного предприятия (ГМП) «Исаакиевский собор» Александр Квятковский: «Вес купола Исаакиевского собора - 2,5 тысячи тонн. Купол Капитолия - 4 тысячи тонн, хотя он ниже, и, казалось бы, по логике должен быть легче».
И еще одно отличие. Как известно, купол Исаакиевского собора венчает крест. А на куполе Капитолия стоит скульптура девушки, видимо, еще один экземпляр «Статуи свободы», но в шлеме в виде петушиной головы.
Collapse )

Великую Китайскую стену строили не китайцы?

Screenshot_15

Все мы привыкли считать, что Великая Китайская стена начала строится ещё в 3 веке до н.э. в качестве защиты государства от кочевого народа Хунны, и в последствии строительство продолжалось вплоть до 16 века. В интернете мы можем найти данные о том, что в строительстве стены принимало участие 2 миллиона граждан Китая. Однако же этому противоречит один немаловажный факт...

Если стена была построена для оборон от кочевников, а со временем уже от других государств, почему бойницы, другими словами выступы на стене, направлены в сторону самого Китая? Это же нелогично?

Этому есть несколько объяснений...
Существует такая теория, что стена вокруг Китая возводилась ещё 7 тысяч лет назад. В те времена Славяно-Арийской Империя, то есть наши с вами далекие предки, воевали с Китаем, и построили стену для укрепления позиции. Эту теорию подтверждает тот факт, что граница между территориями, славяно-арийцами и китайцами проходила как раз по линии расположения стены. По непонятным причинам данный факт утаивается, а взамен этому придумали другую историю возникновения стены, которая считается сейчас официальной. Её можно прочитать ТУТ.

Должно быть видели, что есть такие участки стены, где бойницы имеются с двух сторон. Дело в том, что стена, понятное дело, строилась не в один момент, а на это ушло более 1500 лет, и со временем технология строительства и дизайн менялись. В особенности стена вокруг Пекина была построена максимально эстетично.
Collapse )

Архитектурные ошибки, которые привели к страшным последствиям (+ видео)



В списках самых опасных профессий неизменно присутствуют саперы, спасатели и прочие электромонтажники. Однако никто еще не догадался составить перечень профессий, опасных для окружающих. А в нем наверняка лидировали бы архитекторы.


Collapse )

Дома под снос, упрямые владельцы которых отказались выселяться

https://cdn.maximonline.ru/ec/30/74/ec307493cc93746582a37b4b9e17db3c/665x444_1_3831b84f0733362006ca0438152f40f3@665x444_0xac120005_14575608271529115959.jpg

Дураки, терпилы или герои - решайте сами. Сопротивленцы всех времён имеют империи.

В бесперебойно функционирующей бюрократической системе собственность несговорчивого домовладельца долго не выстоит. Ее снесут стремительным бульдозером, после чего на месте фазенды XVII века вырастет красавец цементный комбинат. В книге «Автостопом по Галактике» ликвидировали целую планету обитаемую, которая мешала прокладке космического шоссе (мы, в общем, не против, тем более что планетка была так себе).

Collapse )